Фехтование
Шпага (от итал. Spada) — холодное колюще-рубящее или колющее оружие, производное от меча, состоящее из длинного (около 1 метра и более), прямого одно-двухлезвийного или гранёного клинка и рукояти (эфеса) с дужкой и гардой различной формы. В спортивном фехтовании существуют также рапира и эспадрон. Но если рапира возникла как облегчённая шпага, то эспадрон имеет независимое происхождение.
За короткое время шпага получила распространение не только в армии, но и в качестве гражданского оружия среди богатых людей и дворян, постепенно став в Европе одним из атрибутов благородного сословия. Шпага была признанным отличительным знаком дворянина. Лишение дворянского титула сопровождалось так называемой «гражданской казнью» — переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого).
Итальянская школа фехтования
Итальянская школа фехтования — стиль владения холодным оружием (преимущественно шпагой). Термин употребляется для техники фехтования, созданной в Италии и просуществовавшей с начала XV до конца XIX веков.
Несмотря на то, что оружие и причины для его использования менялись на протяжении этих пяти столетий, фундаментальные основы итальянского стиля все-таки остались неизменными. Базовые принципы строились на защитных элементах, чувстве темпа и умении быстрого перехода из оборонных действий в атакующие. Считается, что именно итальянцы создали приоритет «убивать уколом острия, а не ударом лезвия».
В XVI веке данное направление наследовала другая школа фехтования — Болонская (известна также как «школа Дарди»). Благодаря слиянию итальянской школы фехтования и нескольких других стилей, появилось современное фехтование.
Наиболее ранний из известных трактатов по фехтованию, который частично описывал искусство боя и без оружия, известен как «Цветок Битвы» (итал. «Flos Duellatorum»). Этот итальянский манускрипт, написанный Фиоре де Либери в 1409 году, имеет разделы по рукопашным приемам, использование кинжала, короткого меча, длинного меча, алебарды и копья.
Ещё один важный трактат, написанный Филиппо Вади между 1482 и 1487 годами, называется «De Arte Gladiatoria Dimicandi». Несмотря на разные стили применения оружия в этих двух книгах, работа Вади была основана на трактате Либери.
Существует версия, что стиль фехтования Вади является переходным между техникой Либери и мастеров болонской школы.
В XVI веке начали издаваться множество работ, посвященных, как правило, режущим и колющим ударам шпагой. Однако частично в этих сборниках упоминались инструкции и по использованию других видов оружия. Общий обзор итальянских пособий по фехтованию XVI века включает следующий список комбинаций оружия: только шпага (либо меч), шпага и кинжал, шпага и разные виды щитов, шпага и плащ, шпага и латная рукавица, две шпаги, двуручный меч, только кинжал, кинжал и плащ, алебарда, спетум, глефа, протазан, протазан и щит, копье, пика, рукопашные приемы против противника с кинжалом.
В XVII веке, когда шпага окончательно вытеснила меч, появились новые руководства по использованию холодного оружия. Однако, несмотря на обилие комбинаций в прошлом веке, трактаты XVII века ограничивались описанием фехтования только шпагой (либо шпагой и кинжалом, плащом или щитом). С XVII до начала XIX веков итальянская школа фехтования почти не имела изменений.
Некоторые известные трактаты по фехтованию итальянских мастеров:
Фиоре де Либери (англ.)русск. («Цветок Битвы», 1409)
Филиппо Вади («De Arte Gladiatoria Dimicandi», 1482—1487)
Пьетро Монте («Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea in Tris Libros Distincta», 1509)
Антонио Манциолино («Dardi school», 1531)