Venice Incognito

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Venice Incognito » Информация о мире » О галантностях галантного века


О галантностях галантного века

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Галантный век

Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической (главным образом, придворной) среды. Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.

В XVII—XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов. Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница: последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории. Вместе с тем, как и в Средние века, женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины.

Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель — король, курфюрст, герцог, непременно уподоблявшийся богу. Считалось хорошим тоном содержать фаворитов (исп. "валиде"), давать в их честь балы, концерты и маскарады. Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы». Основа галантных отношений — изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы (и это в условиях частых войн XVII—XVIII веков). Редкое исключение составляли короли Пруссии.

Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом. «Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам и искусствам. Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей. Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма.

Единственный в Европе журнал, посвящённый моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр — «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».

Психология галантного века

Главной психологической особенностью человека Галантного Века была инфантильность. Он не просто боялся старости — он не хотел взрослеть. Постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, жажда ежедневных перемен, осознание возможности жить за счёт других — это норма именно детского поведения. Недаром одно из любимых слов Галантной Эпохи — каприз, то есть детская реакция на неудовлетворённую потребность.

Главный враг человека Галантного Века — скука. Ради её преодоления он готов на всё: маркиза де Помпадур учреждает для Людовика XV так называемый «Олений парк» — место встреч короля с юными девушками. Анна Иоанновна устраивает свадьбу шутов в Ледяном доме. Человек Галантной Эпохи, как и ребёнок, жил сегодняшним днём: «после нас хоть потоп!».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша — «превращается» в девушку, служанка — в госпожу… и так далее. Екатерина II в своих мемуарах даёт описание маскарадов при дворе Елизаветы Петровны, во время которых мужчины облачались в женское платье, а женщины — в мужское. Ещё одно излюбленное слово Галантного Века — игра. То есть человек не жил, а, можно сказать, играл в жизнь.

Психологи отмечают, что подобный инфантилизм характерен для людей, испытывающих страх перед ответственностью и перед принятием волевых решений. В условиях абсолютизма такое поведение аристократии вполне объяснимо: от королевского каприза зависела не только их карьера, но, зачастую, и жизнь. Вместе с тем, монарх был единственным защитником и покровителем аристократа, своеобразным «отцом», которому дозволено карать, но и до́лжно опекать. В этом можно видеть отголоски средневековой системы сюзеренитета — вассалитета.

+1

2

Эпоха Просвещения

18 век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами (год смерти И. Канта).
Европейские мыслители порывают с богословием и отграничивают сферу собственно философии от естествознания. Согласно ньютоновой механистической картине мира, бог нужен лишь как тот, кто дал первотолчок развитию природы, и дальше мир покатился от него вполне уже сепаратно.
18 век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Любой пафос и риторика кажутся неуместными ни при каких обстоятельствах. Умирая от рака, маркиза, у которой служил Руссо, испускает газы, заявляет, что женщина, способная на такое, еще поживет, – и отдает богу душу, можно сказать, с дерзко беспечной улыбкой.
Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). Но все эти теории сейчас, на дистанции лет, не кажутся взаимоисключающими. Все они вертятся вокруг человека, его способности понять окружающий мир и преобразовать его в соответствии со своими потребностями и представлениями о «наилучшем».
При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии 18 века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад».

+1

3

Рококо

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

+1

4

Мода

Никогда костюм аристократии не был столь красив и живописен, как в эту эпоху. Мода Галантного Века — это рафинированность и максимальная неестественность. Костюм не подчёркивает, а, скорее, искажает естественные линии тела. Силуэт эпохи — два «треугольника», вершины которых соединены в области талии. Основа «галантной» эстетики — корсет (его носили не только женщины, но и многие мужчины). Он зрительно сужает талию, расширяет плечи и делает спину идеально прямой. Одеяние многослойно и состоит из большого количества деталей, создающих единый образ. Костюм Галантного Века — это одежда, словно специально созданная для праздности. Кружевные манжеты, почти полностью скрывающие кисти рук, перчатки, высокие каблуки, пышные жабо, узкие камзолы и штаны-кюлоты не дают возможности даже для энергичного движения. Основная особенность женской моды этого периода — женственность и подчёркнутый эротизм.

Мужской костюм знатного итальянца XVIII века состоял из рубашки тонкого полотна, весты (жилет) и аби (камзол). На ногах были чулки, кюлоты (короткие штаны, застегивающиеся на пуговицы под коленкой) и туфли. Голову покрывали парик и треугольная шляпа.

В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная мужская  причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.
«А-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740—1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» — два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади — небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей — Людовика XV и Фридриха Великого. (Существовал также одноимённый парик неизменно — белого цвета).

Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра была различных цветов и оттенков — от белой до нежно-розовой и бледно-голубой.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Румяна и пудра
помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Мушки скрывают оспинки. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

В 18 веке трость была очень популярна в Европе не только как декоративный аксессуар дополняющий образ владельца, но и как важный элемент костюма по которому можно судить о статусе владельца.
Когда трость была возведена в ранг предмета, обязательного для появления при дворе, уважающий себя человек был просто обязан иметь с десяток разнообразных тростей, если хотел идти в ногу с модой. Кроме того, трости различались на повседневные, парадные, для приемов, дневные и т.д. А были и просто очень полезные, с сюрпризом вроде спрятанного внутри кинжала или шпаги. Впрочем, и без этого она довольно часто применялась как оружие, особенно, когда шпагу носить перестали, а револьвер еще не вошел в обиход.
Для изготовления трости чаще всего использовали тростник, редкие породы дерева, камыш, рог и др., а оправляли внизу металлической скобой. Отдельный разговор о набалдашнике, который мог быть украшен серебром, драгоценностями, резьбой, служить одновременно небольшим тайником или часами… Так или иначе, роскошная или простая, украшенная серебром или простой лентой, она была недурным подспорьем для тех, кого необходимость заставила прогуляться ночью по улицам.

Часы были аксессуаром не только крайне полезным, но и помогавшим составить мнение о владельце. наряду с обычными были довольно популярны часы с потайными эротическими сценками. На вид такие часы выглядели вполне обычно, а вот под крышкой… Сюжеты были самые разные - там фигурируют и военные, и священники, и галантные кавалеры. Они носили романтические названия: "Ложе любви","Змей-искуситель" и т.п. Но самым писком моды были часы с музыкой, да еще и когда фигурки на них двигались!
Основной способ ношения карманных часов на цепочке — это сочетание самих часов с цепочкой и брелоком. Для этого брелок прикрепляют к одному концу цепочки, а сами часы, которые будут размещаться в отдельном кармане на стороне жилета, противоположной доминирующей руке, — ко второму. Такая специфика объясняется частой необходимостью писать и иметь возможность посматривать на часы, уточняя для себя пройденное время.

слайд


http://data1.whicdn.com/images/16067525/large.jpg

Подробнее

+1

5

Кастраты

18 век – век культивируемой иллюзии, век обманок, будь то лабиринты стриженой зелени в парках или дробящие пространство бессчетные зеркала в комнатах. Знать порывала с реальностью, поэтому нет ничего удивительного в том, что в этой очень цельной эстетике сновидения стали звучать голоса, ничего общего с обычной человеческой природой не имеющие, зато голоса поистине «райские».
     Опера 18 века – царство певцов-кастратов. Их кудрявое пение, сочетавшее в себе силу мужского голоса, гибкость женского и звонкость детского – некую внеполость, ангелоподобность – раздавалось на оперных подмостках и в церквях от Рима до Лондона, от Мадрида до Вены. Только Париж проигнорировал эту моду.
     Но как, спросите вы, кастраты вообще могли появиться в Европе в таком количестве, если христианство видит грех, покушение на божеский замысел в самой идее кастрации? Как ни странно, виной тому был прогресс просвещения, – вернее, «успехи» тогдашней медицины. В 16–18 вв. считалось, что удаление яичек позволяет бороться с массой недугов, в частности, с грыжей. За год только в одной из областей Италии по предписанию врачей было кастрировано около 500 мальчиков!
Не следует путать кастрацию по-европейски (то есть, удаление яичек) с кастрацией по-восточному (то есть удаление всех половых органов). В любом случае, при этой варварской операции развитие организма (и голоса) происходило со своими особенностями. Организм перестраивался, кастраты отличались высоким ростом, а с возрастом обычно и дородностью. Часто им приписывали также и злобность, мстительность, мелочность, тщеславие и обидчивость, – но все это были, скорее, следствия тяжелого невроза, который развивался у этих людей, обласканных обществом, но выброшенных из жизни. За свои ангелоподобные голоса кастраты получали гонорары фантастические, но никакие богатства не могли заменить им на старости лет тепла семейного очага.
Появились певцы-кастраты, скорее всего, в Риме в начале 17 века. Они так понравились папе, что хор кастратов просуществовал в Ватикане до начала 20 столетия! Любопытно: эти изыски пришли в Рим, возможно, с Востока, где певцы-кастраты были весьма популярны как в мусульманских странах, так, в свое время, и в православной Византии. Известно, что византийский кастрат Мануил возглавил в Смоленске церковную певческую школу, а с 1136 или 1137 года стал и епископом Смоленским.
Но самым пикантным во всем этом было, конечно, не то, что кастраты распевали псалмы или выступали в женских партиях всяких Дидон, возвышаясь на две головы над своими Энеями, ибо, например, в Риме женщин долго на сцену не допускали по соображениям морали. Поразительнее всего, что кастраты сделались чуть ли не главными героями-любовниками того времени! Женщины падали в обморок от одного звука их голоса. Да и мужские достоинства кастратов часто бывали на высоте (при кастрации «по-европейски» способность к эрекции сохраняется, зато опасности женщине забеременеть нет никакой). Известен случай, когда разъяренные рогоносцы-мужья буквально изгнали из Мюнхена любвеобильного «сопраниста».

+1

6

Гигиена

со слайдами

Уменьшение числа общественных бань в Европе в 16-17 века вовсе НЕ означало, что люди перестали следить за чистотой тела. Но в каждую эпоху понятие и критерии чистоты тела были разными, основывающиеся на знаниях тогдашней медицины.
К минимальной обязательной ежедневной гигиене в 16-18 веках относилось умывание рук, лица и ног. Водой. И чем холоднее, тем лучше. Этому учили с детства. За обеденным столом у знати стояли плошки с душистой водой и полотенца – чтобы перед едой сполоснуть руки. Но, как во все времена, люди были более чистоплотные и менее чистоплотные.

Рот споласкивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. В Европе зубная щетка появилась в 50-х годах XVI века. Уже в 1728 г. знаменитый французский врач Фошар в руководстве по зубоврачеванию указывал о применении зубной щетки из щетины. Для усиления очищающего действия зубной щетки издавна применяли различные порошки: пепел, поваренную соль. Правда, исключения делались для ванн с лечебными целями, а также «паровые ванны», смысл которых заключался в том, чтобы «плохие и ядовитые соки» с пОтом выходили из тела.

Что касается гигиены интимных органов, то всем нам знакомо слово «биде» и предмет, который оно обозначает. И как явно видно из этого слова, оно не какого-нибудь, а именно французского происхождения. И не случайно - Bidet / биде изобрели и впервые стали применять во Франции в 17м веке.

В переводе это слово обозначает «маленькая лошадка», потому что первые биде были действительно похожи на маленьких лошадок:
https://img-fotki.yandex.ru/get/16100/110285030.2e/0_d45e8_8a672a64_L.jpg
Советы для английской леди в 17м веке: „Чтобы устранить запах из подмышек, выщипи там волосы, прокипяти белое вино, розовую воду и стебли корицы и вымой подмышки хорошенько, используя эту жидкость“( Hannah Woolley, The Accomplish ' d Ladies Delight, 1684)

Сэмюэл Пипс (Samuel Pepys, 1633 -1703), автор знаменитых «Лондонских дневников», привык «вытираться насухо до чистоты». Но его молодая жена француженка-гугенотка Элизабет, регулярно посещавшая общественнуё баню, не пустила его в супружескую постель, поставив условие принять ванну.

Герцог Сен-Симон описывает, что тело Людовик XIV по утрам растирали лосьоном из роз и затем насухо полотенцем и меняли рубашку. Один из слуг умывал королю руки смесью воды и вина. Людвиг XIV полностью менял гардероб 3-4 раза в день – после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз ему подавали свежее белье и растирали его с головы ло пят спиртовым лосьоном из роз или лаванды. Таким образом, он был одним из самых чистых людей своей эпохи.

И ванны Людовик XIV принимал. Но он в них .....не мылся, а принимал их с лечебными целями, с целью расслабиться, а также для интимных встреч с фаворитками...Его подданные старались копировать его во всем. При Людовике XIV в Версале было около 100 мобильных ванн. Король не разрешал устанавливать в Версале стационарные ванны. Исключением был он сам. У него единственного в Версале была стационарная мраморная ванна (фото и план  ниже).

Как записано в «медицинской карточке» короля-солнца Людовика XIV, ему прописывали ванны, чтобы «пополнить запас жидкости в организме» после многократного кровопускания или клистера (как мы помним, в те времена это были излюбленные терапии у врачей). Летом Людовик любил купаться в реке.

Среди французской верхушки принято была ежедневная гигиена тела с помощью растирания спиртосодержащими парфюмированные лосьонами. У кого не было денег на лосьоны, те обтирались влажным полотенцем. И пользовались ушатами, бадьями, тазами, то есть мылись по частям.
https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/110285030.2f/0_d45f6_c96023aa_L.jpg

Эта ванна «короля-солнца» прошла через многие руки, одно время была в собственности Мадам де Помпадур, затем Наполеона. А теперь стоит в оранжерее Версаля. Раньше стены ванны украшали фигуры дельфинов и русалок.
Но новому королю Людовику XV помещения понадобились для своей дочери – Версаль постоянно перестраивался. И „appartements de bains" были разрушены. Сейчас эта ванна стоит в Оранжерее Версаля.

Купальные аппартаменты Людовика XIV в Версале (восьмиугольная ванна изображена красным цветом).
https://img-fotki.yandex.ru/get/15531/110285030.2f/0_d52f1_2540d1cb_L.jpg
Во дворце Марли-ле-Рой, летней и охотничьей резиденции Людовика, также имелись роскошные купальные аппартаменты.

А это Замок Амброз в Тироли. Ванна (с табуреткой и без воды) Филиппины Вельзер, жены эрцгерцога Фердинанда:
https://img-fotki.yandex.ru/get/4419/110285030.1/0_4b651_4b7db285_L.jpg
Запах выделений тела при Версале считался дурным тоном. Парфюм использовался, чтобы устранить остававшиеся после смены белья запахи.

Франция издавна занимала одно из первых мест в Европе по числу термальных источников и бальнеологических курортов. Виттель, Эвиан-ле-Бен, Экс-ле-Бен, Энген-ле - Бен (бен значит «купальни») – сотни курортов, куда еще с римских времен богатые и не очень ездили принимать ванны и лечиться от всевозможных недугов. Курорт Бен-ле-Бен в Лотарингии стал популярен благодаря герцогу Леопольду Лотарингскому (1679–1729), он же зять герцога Филиппа Орлеанского, он же свекр императрицы Марии Терезии. А знаменитый курорт Виши, который был известен еще со времен римлян своими термальными источниками, но известным на всю Францию его сделала аристократка Мадам де Севинье, которая после курса ванн в 1676/1677 годах вылечила там свой ревматизм, и после нее туда хлынули толпы знати.

Ванны (в нашем понимании слова) вплоть до начала/середины 18 века во Франции оставались редкостью. Кто все же принимал ванны, то в большой переносной деревянной бадье. Во французских архивах сохранилось множество инвентарных списков 16-18 века, составленных нотариусами после смерти состоятельных людей. Ванны в этих списках – редкость вплоть до середины 18 века.

Ну а с эпохи правления Людовика XV (начало 18-го века), правнука короля-солнца, начинается мода на ванны и прочие процедуры. У Людовика XV был целый гарем из девстственниц (он боялся венерических болезней). Отбоя от кандидаток в "гарем" не было – девушки из низов приходили сами или матери их приводили с мечтою, чтобы дочка сделала «карьеру» при дворе или хотя бы за богатую награду. Все девушки должны были принимать ванну перед свиданием с королем – тот не переносил "амбре" немытого тела.

Перед французской революцией в Версале было 700 ванн и 2000 «ночных стулов».
Ванные принадлежности Людовика XV:
https://img-fotki.yandex.ru/get/16115/110285030.2f/0_d45f8_3a574ebb_L.jpg

1750. Туалетный столик богатой дамы со спрятанным в нем биде.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/110285030.2f/0_d4a46_e2e55634_L.jpg

Кстати точно так же маскировались под предметы мебели и "ночные горшки".

При правлении его правнука Людовика XV (годы правления 1715-1774) понятия о гигиене тела стали меняться, и в моду стали входить ванны.

А расцвет мыловарения в Европе еще со средних веков? Именно французское и итальянское мыло считалось самым качественным в Европе. Людовик XIV, любящий роскошь, очень заинтересовался мыловарением и пригласил ко двору мыловаров из Марселя и Генуи. Постепенно мыловарение переросло в промышленную отрасль, французское мыло считалось очень качественным и роскошным продуктом, ведь в нем использовались только самые высококачественные эфирные масла.

Всем известны армии прачек Парижа. На Сене в 16-17-х веках плавало около сотки лодок-прачечных, владельцы которых имели разрешение властей заниматься стиркой. Стирать на реке вне этих лодок, было строго запрещено.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16117/110285030.2f/0_d4776_d45e0a89_L.jpg

В Версале была своя огромная команда прачек. . В самом королевском дворце Версаль нельзя было размещать прачечные, поэтому они находились в окрестностях города Версаль. Известно имя личной прачки Людовика XIV – Marguerite Néret, которая со своей дочкой Катрин стирала нижнее белье монарха. На первом этаже Hôtel du gouvernement они занимали два рабочих помещения, в одном из которых стояли котлы для замачивания белья в щелоке. Ослепительно белоснежным белье получалось после стирки его в щелоке, причем только от высококачественной древесной золы (и волосы так можно мыть). Жили прачки в квартирке над прачечной. Крахмалил воротники Его Величества специальный "крахмальщик".

Белье - символ чистоты
Критерием чистоты тела в 16-17/начале 18 века была степень белизны белья. Именно чистое белоснежное белье символизировало чистоту тела индивидуума. Белоснежная рубашка была символом чистоты и чистоплотности.

Считалось, что белье как губка, впитывает, выделения тела. Кто читал романы или свидельства этой эпохи, наверное, заметил, что там часто упоминаются, что  знатным и богатым невестам давали в приданое «десять дюжин сорочек тончайшего батиста», «8 ларцов рубашек из фламандского кружева», «четыре рулона муслина для белья»....Первая мысль читателя: зачем ей одной столько???? А затем, что в высших кругах белье принято было менять ежедневно. По крайней мере так предписывали приличия.

Чем состоятельнее был человек, тем чаще он менял белье и тем больше смен белья у него было. Также смена белья была мерой борьбы против вшей и блох. Считалось, что вши и блохи кормятся выделениями человеческого тела. Значит, белье надо менять почаще. Вспотел - смени белье.
Смена белья являлась гигиенической процедурой, сухим "омовением" тела. Белоснежное белье считалось признаком чистоты и чистоплотности человека.

На белье тратились большие деньги. Роскошные кружевные манжеты и воротники с жабо выставлялись напоказ из-под камзола. И заметьте – на портретах 17 века у знати не видно рубашек другого цвета кроме белого!!! Белоснежность – признак чистоты.

Манжеты настолько большие, что почти полностью закрывали кисти рук. Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были часто украшены дорогими кружевными вставками.
Технология производства тонкого белья куда сложнее, чем верхней одежды. Тонкое белье стоило дорого, его могли себе позволить только состоятельные. А белье с фламандскими и генуэзскими кружевами было по карману только верхушке. Низы носили или грубое белье или вообще не носили.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15578/110285030.2f/0_d478c_81ffc871_XL.jpg

Но, понятно, что  белье низов было дешевым и без дорогих кружев.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16099/110285030.2f/0_d4788_3e73d51_XL.jpg

+1

7

Медицина и санитария

В Риме обязательным для хирургов стало прокаливать инструменты на огне. Считалось, что в пламени погибают стрелы Аполлона — наказание людей различными болезнями также было в ведении этого бога.
В 18 веке стерилизация остается в крайне плачевном состоянии. В полыхающей Европе нового времени — тридцатилетняя война и другие конфликты. Многочисленные огнестрельные ранения обрабатывают кипящим маслом — считается, что несгоревший порох отравляет ткани. В итоге, даже если у солдата было легкое ранение, местные лекари-коновалы умудрялись сделать все, чтобы довести пациента если не до летального исхода, то до пожизненной инвалидности.
Мы не увидим в операционных, освещаемых газовыми фонарями, людей в белых халатах. Хирурги делали все операции в обычной уличной одежде, а мыл ли кто-то из них перед этим руки, остается только догадываться.
Но маски хирурги все-таки носили — прежде всего для собственной защиты. Делали их из обрезков хлопка, и, очевидно, что стерильными они не были. Неудивительно, что рост смертности после операций достигал 90%.
Для прижигания ран использовали ляпис (нитрат серебра), золотую нить, кетгут (кишку крупного рогатого скота, также используется в качестве струн для струнных музыкальных инструментов) или шелк в качестве шовного материала. Для перевязки корпию (разделенную на нити льняную или хлопчатобумажную ветошь), аристократы могли позволить себе батистовые бинты. Иногда края ран прижигали металлом, в целях стерилизации и остановки крои. В суровых полевых условиях порох клали в раны и поджигали.
Большую часть болезней лечили кровопусканием, ртутными микстурами и травами.

В течение почти четырех веков выделенная Фракасторо разновидность заражения “на расстоянии” описывалась посредством невнятной концепции миазмов, или “ядовитого воздуха”. Вера в миазмы вполне укоренилась к жаркому лету 1665 года, когда Лондон поразила Черная Смерть, или бубонная чума. Чтобы предотвратить распространение миазмов, лондонцы заколачивали гвоздями двери домов, где жили люди, пораженные чумой, а проходя мимо, прижимали к носу “кольца” (букетики) цветов, сильный аромат которых, как они надеялись, должен отогнать ядовитые пары."
Роберт Гук впервые описал микробов в 1683 году, но в течение следующего столетия микробиология оставалась маргинальной наукой: она интересовала только тех натуралистов, кому приходилось описывать обитателей этого богатого нового царства живой природы и давать им названия.

+1

8

Революция в науке

Революция в науке - период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения.

Особенности:

- В Новое время ключевым для новой науки стал эмпирический подход. Для нас сейчас он естественен, но признан он был только в XVII веке, а распространился лишь в XVIII веке.
Это было связано с тем, что начиная с Аристотеля знание, полученное опытом, низко ценилось[источник не указан 607 дней]. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Основным методом познания была дедукция. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался очень постепенно.
Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности).

- Науки занимаются получением знания. В Средневековье они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое.

- Большинство учёных того времени – они называли себя «философами» – не были привязаны к университетам. Лишь Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642-1727) был профессором математики в Кембридже. Другим их отличием от традиционных учёных было то, что они не ограничивались одной какой-то дисциплиной, а стремились охватить многое, как это делал, например, Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784), который в 1751 г основал большую знаменитую «Энциклопедию». Для просветителей было типичным, что их интересовало всеобщее знание.

- Постепенно Латынь перестала быть научным языком – на ней только преподавали и писали до начала 18 века – и на её место приходит французский.

- Другое принципиальное отличие от прошлого: учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Новые научные идеи

    - Замена геоцентризма гелиоцентризмом.
    - Осуждение теории Аристотеля о том, что материя непрерывна и состоит из основных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Атомизм лучше соответствовал механистической картине мира.
     -Теория Аристотеля о том, что "тяжёлые" тела, по своей природа, тяготеют вниз, к их естественному месту пребывания, лёгкие тела движутся вверх, к их естественному месту пребывания, а эфирные тела пребывают в непрерывном движении, была заменена идеей о том, что все тела подчиняются одинаковым физическим законам.
    - Инерция заменила средневековую теорию импетуса.
   -  Замена учения Галена о том, что артериальная и венозная кровь образуют не связанные друг с другом системы, идеей Уильяма Гарвея о том, что кровь циркулирует из артерий в вены и наоборот.

Научные открытия послужили основой для научной революции.
Известнейшие учёные, внёсшие вклад в научную революцию:

    Коперник, Николай (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
    Галилей, Галилео (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
    Кеплер, Иоганн (1571—1630): на основе наблюдений Тихо Браге установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
    Ньютон, Исаак (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, вывел из него законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца XIX века). Ньютон также создал дифференциальное и интегральное исчисление; разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории; сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира. Опубликованные в 1687 году «Математические начала натуральной философии» стали кульминацией научной революции и породили в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям.
    Андреас Везалий (1514—1564): автор книги О строении человеческого тела.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет — основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Механистические представления распространились и на другие области знаний: химию, биологию, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с традиционной уже к тому времени механистической картиной мира.

+1


Вы здесь » Venice Incognito » Информация о мире » О галантностях галантного века