Венецианский карнавал
Карнавалу в Венеции отдано в общей сложности полгода: с первого воскресения октября с перерывами на 2 недели до Рождества, Великий пост, Вознесение, Венчание с Морем. Итак в течение 5-6 месяцев всякий от дожа до кухарки не только мог, но и обязан был ходить в маске, а благодаря безнаказанности своего инкогнито мог говорить и делать все, что угодно. Таким образом, полностью стирали границы между социальными слоями, создавалась атмосфера абсолютной вседозволенности. Народные гуляния продолжались без остановки, стирая ощущение дня и ночи. Если позволял голос любой мог притвориться существом другого пола, маска «немая служанка», которую надлежало удерживать за мундштук зубами, или баута, которая не только позволяла есть и пить, но и придавала голосу глухоты, легко позволяли решить эту задачу. Ничего подобного не было нигде в Европе, не удивительно, что карнавал привлекал огромное число иностранцев.
В XV веке в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем гулянии и поглазеть на представление. Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы.
Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.
Маски
Карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские прегрешения. Маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Карнавальные костюмы заказывались мастерам за несколько месяцев до начала карнавала. Маски попроще можно было купить готовыми в мастерских.
Баута приобрела наибольшую популярность на Венецианском карнавале, поскольку являлась самой распространенной на карнавале маской. Благодаря своей необычной форме она позволяла носителю есть и пить. Баута имела довольно жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с трикорно (черная треугольная шляпа, распространенная в Венеции), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.
Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. Это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала
Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что увековечены в одной масок. По одной легенде, в Венецию из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай.
Маска Шута и ее женский вариант Жоли представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье. Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.
Моретта. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью. Важной и отличительной особенностью данной маски был способ её ношения. У этой венецианской маски не было подвязок. Изнутри на уровне рта была сделана деревянная планка, при надевании женщина вставляла эту планку в рот и фактически держала маску зубами. Пока женщина была в маске она молчала, её еще часто называют "молчаливой служанкой".
Маска Вольто (лицо, итал.) самая популярная и массовая карнавальная маска. Маска повторяла черты человеческого лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку с древнейших времен ее носили обычные горожане во время следующих праздников: День Святого Марка, фестиваль Сенса, День Святого Вита и Модеста, гуляния в честь Святого Стефано, и это только малая их часть.
Дотторе Песте. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог.