Venice Incognito

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Venice Incognito » Информация о мире » Венеция. Атмосфера


Венеция. Атмосфера

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Немногое, что важно знать

Внешнюю политику Венеции 18 века характеризует общий нейтралитет: она не вступает в союзы и  не ведет воин, не смотря на дипломатическое, экономическое и даже военное давление.
Подписанный в 1718 г. Пожаревацкий мир подтвердил утрату венецианцами Морей. Отныне границы венецианской империи были окончательно определены; многовековая вражда венецианцев и турок прекратилась; теперь Венеция будет жить в мире - до нашествия Наполеона.
Венецианское господство в Адриатике закончилось, а с ним и налоги и пошлины, которые она долгое время взимала с иностранных судов. Напряженная конкуренция с  европейскими коммерсантами обесценила венецианскую валюту и подточила торговлю, правительство  открыло продажу государственных должностей и даже мест в Большом совете.
Теперь этот величайший торговый центр  превратился в столицу роскоши и развлечений, азартный игр, изощренных любовных утех, крохоборства, интриг и сводничества.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины стали одеваться более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.
Меж тем Республика все больше погружалась в роскошь и праздность и подвергалась моральному разложению.

+1

2

Все остальное для любителей деталей, в которых проживает Дьявол

Дож
Дож — титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти веков, с VIII по XVIII века. Возник в 697 году, когда Венеция входила в границы Византии. Первым дожем стал Пауло Лучио Анафесто.
Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем, Sposalizio del Mar. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля — галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр со словами Desponsamus te, mare («Мы женимся на Вас, Море») объявлял, что Венеция и море являются неразрывным целым. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем Пьетро Орсеоло II.

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

+1

3

Олигархия

Венеция, будучи изолированной от остальных городов Италии, избежала деспотического правления. Венеция, вслед за Византией, не имела феодальной иерархии и не участвовала в борьбе между папством и Священной Римской империей и двигалась в направлении к олигархии, которая управляла Венецией около 500 лет.

С дожа Себастиано Дзиани пошла традиция предоставлять основные должности самым богатым и авторитетным жителям Венеции, что в значительной степени предотвращало антиправительственные действия, которые они могли бы совершать будучи обделенные властными полномочиями. Поскольку государственные посты были менее прибыльны чем торговля, многие богатые венецианцы старались избегать назначений на эти должности, что привело к введению в 1185 году наказания за уклонение от гражданских обязанностей.

К XIII веку Венеция аннексирует обширные территории в Италии и за её пределами. С этого момента Венеция становится колониальной империей, состоящей из Dominante — собственно Венеции, и Dominium — подчиненных территорий. Сами венецианцы предпочитают использовать термин Serenissima Signoria — Славнейшая Сеньория. Под этим термином прежде всего понимается государство и общественные институты.

Скуолы
К XII веку в Венеции возникают цеховые организации ремесленников — скуолы. Они начинают играть важную роль в Венеции, сглаживается разница между родовой знатью и крупным купечеством, образуя новый класс т. н. нобилей. Ниже класса нобилей находится класс популяров — рабочих, объединенных в цеха. Не обладая возможностями нобилей, его представители тем не менее являются полноценными гражданами Венеции. В Венеции существует также большая группа иностранцев, не обладающая гражданскими правами. Постепенно многие из них также становятся гражданами Венеции. Ниже популяров стоят крестьяне, работающие на землях Венеции, и рабы.

Большой совет
В 1172 году появляется новый властный орган — Большой совет, первоначально состоящий из 480 знатных венецианцев, который назначал главных чиновников государства, а через 20 лет и Малый совет (Minor Consiglio), состоящий из дожа и 6 руководителей сесьтере — районов Венеции. Дож с шестью советниками, предписанными ему реформой 1173 года образовывали внутренний государственный совет, т. н. «синьорию».
К 1311 году число членов Большого Совета возросло в пять раз и для него построили огромный зал Большого Совета во дворце дожей. Такая политическая структура власти в Венеции существовала столетия.

Совет десяти
Заговор 1310 года против Пьетро Градениго привел к образованию Совета Десяти, который должен был присматривать за сосланными заговорщиками. В 1334 Совет Десяти получил дополнительные полномочия, в его ведении находились шпионаж, допросы и тюрьмы. Совет Десяти состоял обычно из семнадцати человек, дожа и шести его советников. Совет Десяти представлял собой совершенно закрытый и самостоятельный орган, не отчитывался даже перед адвокатами Коммуны, и приобрел славу неумолимого судьи. Членами Совета Десяти становились обычно представители самых богатых и знатных венецианских родов. В XVII веке власть Совета Десяти была ограничена. В 1539-м Совет Десяти создал ещё одну группу — трех государственных инквизиторов. Совет Десяти избирался на год, каждый месяц трое его членов становились главами Совета

+1

4

Сословия

В 18 веке с Венеции насчитывается на три сословия: дворяне, которых принято называть "патрициями", читтадини («горожане», «граждане») и пополаны (простолюдины).

Весь XVIII республикой управляли представители всего лишь 42 семейств (2,5 всех жителей города), которые занимали все руководящие посты. Венецианским аристократам предписывалось обязательная государственная служба, но часть из них неумолимо беднела, перебиралась в приход Сан Барнаба и близлежащий район. Не получив никакого образования, они не могли занимать даже самые низшие государственные должности. Эти люди  часто кормились тем, что продавали свои голоса на выборах. Государство обеспечило им особые условия, в том числе бесплатное проживание, при условии, что они останутся холостыми, не умножая число нищих и безработных.

В этой связи приняты решения о продаже должностей. К 1718 году 127 венецианцев купили для себя и своих наследников патрицианство за 100 000 дукатов. Две трети из них были купцами. Став аристократами, они оставили  прежнее занятие. Торговля больше не считалась делом, достойным благородного человека. Теперь благородный человек получал доходы со своего имения.

Читтадини - буржуа. Это звание можно было получить путем наследования или подав прошение. Кандидат должен быть иметь два поколения законнорожденных, законопослушных предков. Чужестранцы, до пятнадцати лет прожившие в Венеции и занимавшиеся благородным ремеслом, не связанным с ручным трудом, за заслуги могли получить звание cittadini de intus и de extra.
Звание давало обладателям налоговые льготы, а главное, право вести торговлю в статусе венецианца. К 1760 г. читтадини составляли 8% населения города.

Пополаны - все те люди, которые занимаются черным или ручным трудом и не имеют власти в городе. Бедняки, слуги, ремесленники, монахи и нищие. К середине 18 века - более 90% населения города.

0

5

Религия

До самого конца Республики у венецианцев было два авторитета: патриарх, надзиравший за соблюдением общих для Католической церкви обрядов, и примикирий (primicerio), возглавлявший капитул каноников св. Марка, — на эту должность всегда избирался представитель одного из самых влиятельных патрицианских семейств, числившийся также «капелланом дожа», что добавляло ему политического влияния.
К изумлению приезжих церковнослужителей венецианская Церковь всегда была на содержании у власти и под неустанным контролем дожа и высших государственных лиц. 
Не считая духовенства в городе на островах Лагуны проживало значительное число монахов и монахинь, венецианцы относились к ним с большим почтением.
Огромный список монашеских орденов возглавляли Бенедектинцы, как самый обеспеченный орден. В зажиточных семьях полагалось женить только старшего сына, чтобы избежать дробления наследств; поэтому в каждой патрицианской семье одна или несколько дочерей обречены были на постриг. В ту пору монастыри не отличались суровостью, и комната монахини мало отличалась от спальни какого-нибудь палаццо.

Инквизиция

В Венеции существовала инквизиция, но эта организация следила за политической ситуацией республики, а не за распространением ереси. Венецианская инквизиция в значительной степени полагалась на доносчиков для борьбы с нежелательными элементами в обществе. Закон 1539 назначил государственных инквизиторов, позже ставших известными как Высший Трибунал. Он состоял из трёх инквизиторов. Один из них был известен как il rosso (красный). Он избирался из рядов «Членов Дожеского Совета», которые носили алые одежды. Два других инквизитора назначались из рядов «Совета Десяти» и были известны как il negri (чёрные). Для сбора компрометирующей информации они использовали сеть осведомителей и «доверенныx лиц» (секретных агентов). Анонимные обвинения поощрялись, и на улицax были помещены специальные почтовые ящики для сбора жалоб и доносoв.
В отличие от других инквизиций, венецианская не устраивала аутодафе, да их и негде было устраивать в Венеции, а тайно расправлялась со своими жертвами. Их содержали в тюрьме, примыкавшей к дворцу дожей. Там же их и казнили, бросая трупы в канал. Иных приговоренных к смерти вывозили на гондоле в море, где ее поджидала другая гондола, в которую предлагали перейти осужденному. Как только он становился на доску, которую перебрасывали между гондолами, гребцы брались за весла и жертва исчезала в воде.

+1

6

Проституция

В 15-16 веках дамам легкого поведения жить и работать стало трудно - в Венеции случился бум гомосексуализма. Девушки от отчаяния даже начали стричься под мальчиков - но ничего не помогало. И тогда они написали жалобное письмо в правительство. Правительство предложило им выход: рекламировать себя, стоя с обнаженным бюстом у окошка и на мосту делле Тетте, а ночью, чтобы было лучше видно, подсвечивать себя красным фонариком. На том и порешили.

кадр из фильма "Венецианский купец"

http://see.od.ua/screenshots/2639.%20Venecianskii%20kupec.jpg


Власти с одной стороны, преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности. В чём заключалось подобное поведение? Дело в том, что мужское население было намного многочисленнее женского, оно нуждалось в куртизанках, чтобы сексуально разрядиться без помощи уважаемых дам. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки.
В конце XV века появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком учёную обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоёв венецианской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные. Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры. Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.Конечно, не все "честные" куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища.
В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.С другой стороны, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности, а городские власти знали, как можно поживиться на этом.
В прошлом существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Такая монотонность становится настоящей манной для куртизанок, их салоны полны желающих повеселиться. После ужина, обычно устраивались игры или танцы, не всегда невинные, подтверждением тому являются некоторые венецианские указы, запрещающие подобные развлечения. Азартные игры были настоящей страстью, как среди бедного населения, так и у высших сословий. Большой популярностью пользовались игра в шахматы и в карты, иногда поединки между игроками длились сутками. Нередко куртизанки умело управляли ходом азартных игр, надувая своих гостей и бессовестно вытягивая у них деньги. Ужин в доме куртизанки, как правило, оплачивали её любовники, он состоял из пяти блюд, но иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта дикорастущего и огородного салата, огромное количество дичи. По этому случаю был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, но как часто бывает, закон остался только на бумаге. В Венеции запрещалось употребление: куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, грибов шампиньонов и марципаны. За ужином, играми и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, но день куртизанка не закончивался на этом, ей ещё было нужно удовлетворить желание любовника или того, кому она обещала провести в её объятьях ночь любви.
Для большей наглядности, всем, кто имел какое-либо отношение к проституции, запрещалось иметь несовершеннолетнюю прислугу. Родители или родственники, продававшие своих детей для обучения древней профессии, жестоко наказывались, их поведение приравнивалось к групповому изнасилованию. Молодая жертва получала от властей приданное, в соответствии со своим рангом или с уровнем положения виновника. Венецианским куртизанкам было запрещено проживать во дворцах, расположенных на Canal Grande и посещать религиозные церемонии. И хотя проституткам приходилось часто прибегать к всевозможным хитростиям и уловкам, в целом в лагуне царила атмосфера терпимости.

+1

7

Ридотти и прочие развлечения

В XVIII в. число развлекательных заведений в Венеции достигает максимума: в 1744 г. здесь насчитывается 118  игорных домов и залов, основная часть из них в квартале Сан-Марко.

Il Ridotto (с итальянского «Частная комната») – это крыло церкви Сан Моизе, где в 1638 году по указу правителей Венеции был открыт игровой дом. Это было историческое событие, так как Il Ridotto стало первым легальным казино в Европе. Слово «ridotto» (во множественном «ridotti») происходит от итальянского слова «riddure», которое значит «закрыться» или «сделать личным». Изначально так назывались частные азартные клубы, которые в основном посещали представители венецианской аристократии. В 1638 в преддверии весеннего карнавала консул Венеции открыл легальное казино Ridotto. Крыло здания церкви Сан-Моизе, где и располагалось Ridotto, занимало четыре этажа. Вход в казино начинался с длинного холла, откуда можно было зайти  в обеденные залы, украшенные росписями знаменитого художника  Джероламо Колонны. Игровые столы располагались на верхних этажах. Это казино должно было быть доступным всем. Но в Il Ridotto ввели строгий дресс-код и высокие ставки, поэтому посещать его смогли только представители знати. В зале казино игроки должны были носить треугольные шляпы и маски, если хотели принимать участие в играх. Таким образом, несостоятельные венецианцы просто не могли себе позволить делать ставки.
Из игр казино предлагало biribi и basetta. Biribi – это лотерейная игра, где игроки делали ставки на один из 70 номеров. Работник казино или «банкир» доставал из мешка номер, и тот, кто поставил на выпавший номер - выигрывал. Шанс на выигрыш игроков с трудом  достигал 1%, поэтому Il Ridotto имело хорошую прибыль.
Но самой популярной азартной игрой в казино была карточная игра basetta. Игра представляет собой некую смесь блэкджека, покера  и джин рамми. Победитель забирал выигрыш в шестьдесят раз, превышающий его первоначальный взнос. Позже basetta была заменена на игру faro.

Казини  (casa, ит. дом)- дома, принадлежавшие богатым аристократам, имели несколько этажей, кухню, гостиные, спальню (иногда даже несколько), залы для игр и музыкальные залы. Здесь не было рабочих кабинетов, не велись деловые переговоры. Эти небольшие, но роскошные дворцы в центре города позволяли патрициям, давно переставшим селиться в скученном центре иметь уютное пристанище и свой салом для отдыха и развлечения.

В XVIII в. в городе растет число кофеен, где подают кофе и шоколад. В кофейнях можно было попробовать редкие вина и экзотические напитки и десерты. Здесь горожане встречались для обмена новостями, в некоторых кофейнях велись азартные игры.

Знатные семьи часто извлекали выгоду из содержания театров. Микеле и Трон покровительствуют театру Сан-Кассиано, Джустиньяни - театру Сан-Моизе, семейство Вендрамин - театру Сан-Лука. Крупными театральными антрепренерами становятся представители древнего патрицианского рода Гримани. В XVII столетии Гримани строят театры Сан-Джованни-э-Паоло, Сан-Самуэле и Сан-Джованни Кризостомо. Театра носят названия приходов, где они расположены. Доходы от театров зависели от театральных сезонов, их было три: первый, короткий, приходился на осень; самый продолжительный - на карнавал, а последний - на празднование Вознесения Богородицы и мог продолжаться все лето.

+1

8

Венецианский карнавал

Карнавалу в Венеции отдано в общей сложности полгода: с первого воскресения октября  с перерывами на 2 недели до Рождества, Великий пост, Вознесение, Венчание с Морем. Итак в течение 5-6 месяцев всякий от дожа до кухарки не только мог, но и обязан был ходить в маске, а благодаря безнаказанности своего инкогнито мог говорить и делать все, что угодно. Таким образом, полностью стирали границы между социальными слоями, создавалась атмосфера абсолютной вседозволенности. Народные гуляния продолжались без остановки, стирая ощущение дня и ночи. Если позволял голос любой мог притвориться существом другого пола, маска «немая служанка», которую надлежало удерживать  за мундштук зубами, или баута, которая не только позволяла есть и пить, но и придавала голосу глухоты, легко позволяли решить эту задачу. Ничего подобного не было нигде в Европе, не удивительно, что карнавал привлекал огромное число иностранцев.
В XV веке в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем гулянии и поглазеть на представление. Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы.
Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Маски

Карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские прегрешения. Маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Карнавальные костюмы заказывались мастерам за несколько месяцев до начала карнавала. Маски попроще можно было купить готовыми в мастерских.
Баута приобрела наибольшую популярность на Венецианском карнавале, поскольку являлась самой распространенной на карнавале маской. Благодаря своей необычной форме она позволяла носителю есть и пить. Баута имела довольно жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с трикорно (черная треугольная шляпа, распространенная в Венеции), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.
Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. Это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала
Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что увековечены  в одной масок. По одной легенде, в Венецию  из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай.
Маска Шута и ее женский вариант Жоли представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье. Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.
Моретта. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью. Важной и отличительной особенностью данной маски был способ её ношения. У этой венецианской маски не было подвязок. Изнутри на уровне рта была сделана деревянная планка, при надевании женщина вставляла эту планку в рот и фактически держала маску зубами. Пока женщина была в маске она молчала, её еще часто называют "молчаливой служанкой".
Маска Вольто (лицо, итал.) самая популярная и массовая карнавальная маска. Маска повторяла черты человеческого лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку с древнейших времен ее носили обычные горожане во время следующих праздников: День Святого Марка, фестиваль Сенса, День Святого Вита и Модеста, гуляния в честь Святого Стефано, и это только малая их часть.
Дотторе Песте. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных.  Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог.

+1

9

Комедия дель арте

Этот сценический жанр возник в Италии в эпоху Возрождения и оказал сильное влияние на все искусство Европы, когда свободомыслящая прослойка выступала против алчности дворянства, его скудоумия, которые рано или поздно неизбежно привели бы к вырождению нации. Эти настроения и подхватила комедия дель арте. Пьесы отличались жизнелюбием и оптимизмом.
Спектакль состоял из трех действий. Он начинается и заканчивается парадом всех актеров – участников постановки. Они поют, танцуют, исполняют акробатические трюки и дурачатся. Сам сюжет примерно таков: паре молодых влюбленных быть вместе мешают старики. Но при помощи хитрых и находчивых слуг, они преодолевают все преграды и воссоединяются.
Особенностью этого вида драматургии была неутомимая импровизация актеров, что придавало уникальности каждому спектаклю.
Лицедеи объединялись в труппы и давали представления в таких городах Италии как Венеция, Болонья, Мантуя, Флоренция и Сиена. Поначалу эти труппы были практически любительскими.
Внешний вид героев комедии дель арте был заимствован у карнавальных представлений. Отсюда и замысловатые маски, и необычные костюмы персонажей, а неотъемлемой частью спектакля были музыка и танцы.

Дзанни

Дзанни (венецианское произношение Джованни) – это многочисленная группа персонажей-масок слуг. Изначально костюм дзанни состоял из  крестьянской рубахи, простых туфель и шапки. Первый Дзанни всегда умен, хитер, изворотлив. Второй же как правило глуп, туповат и простодушен.
Стоит отметить, что социальное положение и происхождение героя характеризовал диалект, на котором тот говорил. Так например Панталоне говорил на венецианском диалекте, Капитан – на неаполитанском, Доктор – на болонском, слуги и служанки – на бергамском а влюбленные – на тосканском ( итальянском литературном языке).

Северный (венецианский) квартет
Бригелл – слуга, бывший крестьянин из Бергамо. Он одет в длинные панталоны, полотняную блузу, желтые башмаки, а за поясом носит кинжал. Это темная волосатая маска с черной торчащей бородой и усами. Он криклив, иногда вороват, ловок, развязен с дамами и нагл со старыми людьми. Он всегда в центре интриги, ее пружина.
Арлекин – слуга, приехавший из Бергамо в Венецию в поисках лучшей жизни. Его костюм расшит в заплатки в форме ромбов, чаще всего желтого цвета. Это говорит о бедности героя. На ногах у Арлекина легкие туфли, на голове шапочка с заячьим хвостиком, символизирующим его трусость, а на поясе – кошелек. Его маска черного цвета с выделенными бровями, лбом и с большой бородавкой на носу. Он наивен и весел, скромен и учтив. Совершает глупости, любит женщин и хорошую трапезу. Утонченные французы привнесли в образ Арлекина изящество, сарказм и интригу.  Заплатки превратились в аккуратные ромбы, а костюм был сшит по фигуре.
Панталоне – богатый, скупой, старый купец из Венеции. На нем узкие красные штаны (панталоны), красная курточка, черный длинный плащ и домашние туфли желтого цвета. У него узкая седая борода и усы. Маска Панталоне красно-коричневого цвета с орлиным носом и закрывает только половину лица.Чахлый, хилый, кашляющий старик с кривой спиной ищет любви молодых красоток – и все время без успеха. Хоть он и богат, но никакое золото не сделает его привлекательным и желанным.  Он часто является жертвой интриг своего слуги Арлекина.
Доктор – псевдо-доктор права, (иногда доктор медицины, тогда к его костюму добавляют грязное белье, ночные горшки и прочие атрибуты профессии.)  Он одет в длинную черную мантию поверх коротких панталон и черной куртки. Такой наряд подчеркивает его принадлежность к миру ученых, образованных людей. Он полон гордости и важности. Несет себя высоко и чинно. На голове носит черную шапочку, а на ногах – черные туфли с пряжками. У доктора маска с большим носом, а щеки иногда нарумянены.  Он старый, очень толстый с заметным животом. Похотлив, тщеславен, чудаковат, любит вино (о чем говорят его румяные щеки) и женщин. В разговоре употребляет непонятные латинские термины и чопорные выражения.
Женские персонажи: Изабелла (также Лучинда, Витториа и т. п.) — юная влюблённая. Часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль, и Коломбина (Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п.) — служанки.

+1


Вы здесь » Venice Incognito » Информация о мире » Венеция. Атмосфера